Пресса

Без детективов мне скучно

11 января 2007г.

 
 
 
 
 
Галина Куликова родилась в Москве. Страстная поклонница детективов, голливудских мелодрам и КВНов, она считает, что три кита развлекательного чтения это загадка, любовь и юмор. И если к загадке добавить любовь и все это обильно присыпать
юмором, а затем хорошо перемешать, то получатся иронические детективы Галины Куликовой.  В настоящее время на ее творческом счету - свыше 20 романов, пользующихся большой  популярностью у читателей.
 
- Галина, что интересного происходит сейчас в вашей творческой жизни?
- Я начала новую серию с постоянным героем - сыщиком-любителем Сильвестром Бессоновым. Первая книга недавно вышла и называется "Банановое убийство", сюжеты нескольких следующих мной уже почти продуманы. Вслед за "банановым" выйдут "Клубничное убийство", "Шоколадное убийство", "Ажурное убийство" и так далее. Серия задумана достаточно большой, и герой является персонажем ярким и самобытным, и мне самой очень приятно о нем писать. К тому же во всех книгах серии я не "гоню" один голый детективный сюжет, а попутно рассказываю читателю о различных любопытных вещах. Например, сейчас собираю материал для "Шоколадного убийства" - это информация и о шоколаде, о том, как его производят, о различных закулисных тонкостях кондитерской индустрии. Думаю, расскажу здесь о многом, о чем мои читатели, несмотря на то, что едят конфеты,  даже и не подозревают.
 
- А почему вы выбрали именно детектив, а не какой-нибудь другой жанр?
- Когда я только начала писать детективы, мне хотелось просто-таки грудью защищать этот жанр от всех нападок. А сейчас я очень спокойно отношусь к тому, что о нем говорят разные люди. Иногда меня спрашивают: "Вы не боитесь, что вся страна скатится на чтение детективов?" Нет, я не боюсь! Ведь, по-моему, круг чтения вовсе не определяет личность человека. Сейчас речь идет о том, чтобы люди вообще хоть что-нибудь читали! Если детектив хорошо написан, человек после него возьмет в руки еще какую-нибудь книгу, а там, глядишь, дойдет и до классики. К тому же в своих лучших проявлениях детектив стоит не на задворках искусства. Я считаю, что у этого жанра изначально очень сильная нравственная основа. В нем есть четкое разделение ролей, заранее распределены этические позиции: добро - зло.
 
- А вы сами в детективах поучаете читателя? Или только развлекаете?
- Безумно не люблю всякое морализаторство. Мне в жизни никогда не придет в голову кого-то в своем детективе чему-то учить! Я же знаю, как иногда бывает тяжело читать. Допустим, я знаю, что завтра мне вставать в полседьмого утра. В это время я не могу позволить себе 10 минут перед сном почитать "Братьев Карамазовых". Я просто ничего не пойму в этом тексте. В такие моменты мне нужно что-то, что может рассмешить, расслабить, заставить улыбнуться. Не знаю, как другие детективщики, а я достаточно серьезно работаю над своими романами. Когда начинаю думать о том, чтобы оставить детектив, мне становится как-то грустно. Но вполне могу написать фантастическую повесть, сказку или фэнтези.
 
- Есть ощущение, что в области иронического детектива "играют" в основном женские имена. И тиражи у них самые большие.
- А женщины вообще создания более ироничные, а главное, самокритичные, что позволяет им от души подшучивать над собой или над своими героинями. Что же касается тиражей, то у меня есть свое объяснение. Во-первых, и не надо этого ни бояться, ни стыдиться, детектив - это транспортное чтение. При условии, конечно, что ты не за рулем этого транспорта. Ну и кто у нас больше сидит за рулем, а кто едет в метро или автобусе? Во-вторых, часто ли мужчина рекомендует друзьям понравившуюся книгу? А уж если женщина "запала" на автора или отдельный роман, то можно быть уверенным - его прочтет и мать, и сестра, и коллега, и соседка. Давно не новость, что сарафанное радио работает лучше любого пиар-агентства. А в-третьих, женщины просто больше читают. Это не я придумала, были, помнится, специальные исследования по этому поводу.
 
- А как вы думаете, правильно ли делить детективы на "мужские" и "женские"?
- Если бы вы спросили меня года три назад, я бы, наверное, гордо вскинула голову и ответила: нет, конечно, детектив нельзя делить по половому признаку! А сегодня мне кажется, что такое деление вполне правомерно. Уже давно не секрет, что женский и мужской мозг устроены по-разному и восприятие одних и тех же вещей заметно отличается. Я изменила мнение, возможно, потому, что за последние годы появилось много писательниц, работающих в этом жанре, и накопилась своего рода критическая масса.
 
- Кто, по-вашему, развивает жанр и вообще литературу, мужчина или женщина?
- Талант. Талант больше всего способствует развитию литературы. И совершенно неважно, какого он пола.
 
- Правда ли, что первый роман у вас написался благодаря электронной переписке с подругой в Америке?
- Писать я начала давно, но не очень верила в то, что я могу сочинить что-то такое, что будет опубликовано. И эта подруга, которой я посылала отрывки из своего романа "У жертвы мое лицо", убедила меня, что стоит попробовать отнести рукопись в издательство. Ее слова стали для меня толчком, который помог сделать первый шаг. А это очень важно. Ведь многие люди страдают от собственной нерешительности и могли бы сделать и успеть больше, если бы верили в свои силы.  Лично я потеряла очень много времени на размышления: могу ли я что-то, стоит ли  пытаться. У меня период такой неуверенности в себе был довольно долгим, но потом, к счастью, все сложилось хорошо.
 
- Вы пришли в литературу из журналистики?
- У меня журналистской карьеры в общем-то и не было, я работала в различных изданиях, то корреспондентом, то редактором. И как-то мне вся эта репортерская суета показалось неинтересной, неблизкой. Тогда решила заняться научной работой - пошла работать в музей Маяковского. Поэты Серебряного века, авангардисты, весь литературно-художественный бомонд начала ХХ века. Я проработала в музее около трех лет. Там мне было по-настоящему интересно, но все это время я продолжала что-то писать, и наконец поняв, что литература является моим призванием, ушла из музея. Кстати, и на факультет журналистики я поступила потому, что очень любила литературу и мне хотелось в ней себя как-то  проявить, но у меня не было представления, как можно стать писателем. А журналистика, решила я, ближе всего к труду литератора.
 
- А как домашние относятся к вашему творчеству?
- Если учесть, что именно муж и сын буквально заставили отнести в издательство первую рукопись, то можно сказать: положительно. Но я прекрасно вижу некоторую снисходительность в их взглядах: ну, развлекается мама, хобби у нее такое - сочинять забавные детективы.